esmarhov_ss

Categories:

ВО СЛАВУ РОССИЙСКИХ ПОБЕД-2

Финляндия
Финляндия

Утром перед поездкой мы наметили маршрут. Итак, исходя из исторических данных (лучше всего это описано в замечательной книге Александра Фомича Петрушевского), всего за полтора года Суворов сумел в основном осуществить намеченный план. Он достаточно хорошо знал инженерное дело, однако не любил его: «Баталия мне покойнее, чем лопатка извести и пирамида кирпича». Порой он впадает в отчаянье: «Сего 23 октября (1792 г.) я 50 лет в службе; тогда не лучше ли кончить мне непорочный карьер? Бежать от мира в какую деревню, готовить душу на переселение». Мечется душа великого полководца: «Мне лучше 2–3000 человек в поле, чем 20–30000 в гарнизоне», но сачковать он не умеет ни при каких обстоятельствах. В результате выстроена целая система укреплений на северо-западной границе Российской империи: усилены укрепления Фридрихсгама, Вильманстранда и Давидштадта, Нейшлота; на главных дорогах сооружены новые форты; оборонительные средства саволакской дороги подкреплены проведением каналов; возведены укрепления на нескольких островах при Роченсальме, в противовес Свеаборгу заложена крепость Кюменегард, и уже в конце 1791 года Суворов с гордостью пишет в столицу: «Успех превзошел ожидания и в следующее лето российские границы будут обеспечены на 100 лет!». Давайте попробуем всю эту шведскую топонимику расшифровать.

В соответствии с планом, разработанным Суворовым, на севере главными опорными пунктами новой системы укреплений стали Вильманстранд (Лаппенранта) и Нейшлот (Савонлинна). Мы с Андреем начали наше историческое путешествие с последней — до нее от Райялы нам просто было ближе. Итак — Савонлинна! В незапамятные времена на скальном островке в северной части озера Сайма, в незамерзающем проливе Кюренсальми, соединяющем озера Хуакивеси и Пихлаявеси, была построена крепость Олафсборг (Олавинлинна) — Замок Святого Олафа для охраны беспокойной восточной границы шведского королевства и для прикрытия новых поселений Саволакской области. С начала 18 века крепость периодически меняла хозяев, переходя то к русским, то вновь к шведам, в 1743 году стала, наконец, российским форпостом более чем на 100 лет, затем потеряла свое военное значение и использовалась, как это у нас водится, в качестве тюрьмы. Впрочем, не только у нас. Еще во времена шведов в небольшом доме, расположенном рядом с Церковной башней, располагался вход в замковую темницу, где содержались государственные преступники.

Попасть сюда (не в тюрьму, а в Олавинлинну) несложно, особенно ежели знать, что Сайма – самое большое финское озеро (точнее, система озер), из которого вытекает единственная хорошо известная питерцам река Вуокса и в итоге впадает в наше родное Ладожское озеро. В 1850 году был открыт Сайменский шлюзовой канал длиной 42,9 км (из них 19,6 км в России), соединяющий Сайму с Финским заливом, — с 1991 года им могут пользоваться и простые туристы, добравшись, например, до Выборга. В 1772 году (еще до нашей истории с Суворовым) в этих краях побывала Екатерина II, ей здесь понравилось, за ней потянулась русская аристократия, а уже в 1842 году Николай I приказал разбить здесь парк Круунунпуйсто — фактически первый национальный (тогда еще российский) заповедник.Еще позже здесь побывал я — признаюсь, что лучшей рыбалки и, как следствие, самого вкусного лосося во всех его проявлениях (копченом, жареном, в ухе со сливками и т.п.) я нигде больше не едал. В чем мы с Андреем еще раз убедились, заглянув для начала в небольшой шалманчик, встретившийся нам на автостраде, прямо на берегу Саймы. Времени у нас было предостаточно и, как писал в путевых заметках Генрих Гейне: «Нельзя поставить в упрек бедному путешественнику, если он стремится утолить голод физический прежде, чем духовный». До Савонлинны мы добрались довольно быстро, благо все рядом и, конечно же, первым делом кинулись через понтонный мост разглядывать крепость на острове. Но — сначала История…

Савонлина. Крепость...
Савонлина. Крепость...

В Нейшлоте Суворов сделал два очень важных дела. Во-первых, он полностью перестроил крепость, снеся несколько построек, обветшавших от времени и войн, и устроив в юго-восточном углу мощнейший бастион Дик с современными по тем временам укреплениями — в три этажа, на двух из которых были установлены чугунные пушки. Нейшлот был гордостью Суворова: «Знатная крепость, помилуй Бог, хороша: рвы глубоки, валы высоки: лягушке не перепрыгнуть, с одним взводом штурмом не взять». Во-вторых, он основал на Сайме военный флот, куда уже в 1792 году входили 38 маленьких военных кораблей в Вильманстранд и 12 — в Нейшлоте. Не в характере Александра Васильевича быть начальником лишь на бумаге, посему он старался вникнуть в суть военно-морского дела и даже, говорят, брал частные уроки. И флотилия у него была немалая — 125 судов с 850 орудиями, причем, большая часть находилась в шхерах Финского залива, и только малая часть на Сайме.

Вход в крепость Савонлины
Вход в крепость Савонлины

Крепость, вход в которую охраняет медный козел на постаменте, несомненно, впечатляет! Главным образом, тем, что этот национальный памятник (крепость, а не козла!) трудолюбивые финны привели в идеальный порядок. Колокольная башня, где располагались не только колокола, но и пушки, и казармы, Церковная башня с бастионами, где была устроена церковь, жили обитатели (на стенах любопытные отверстия для канализации) и даже сохранился герб основателя замка, правителя Выборга Эрика Аксельсона Тотта (он, кстати, приложил руку и к Выборгскому замку), Толстый бастион на месте разобранной Толстой башни — все выглядит очень старинно, загадочно, везде тщательно подметено, с любовью причесано и вылизано до блеска. Небольшой Суворовский дворик (финская дань великому полководцу), электрическое освещение в глухих переходах крепости и благоустроенный бесплатный туалет на 15 посадочных мест. В отличие от туалета, вход в крепость платный — в плату включена экскурсия, но без нее в крепость не попасть, правда, она не слишком кусается. Видимо, специально для неимущих на берегу озера, ровно напротив крепости, устроен парк культуры и отдыха со скамейками в живописных местах, урнами и многочисленными указателями, куда можно, а куда нет… Смотри через водное пространство бесплатно и любуйся. Короче, лепота!…

Савонлина. Замон
Савонлина. Замон

Сообщая в Петербург доходившие из-за границы известия и слухи, Суворов не упускал случая похвастать впечатлением, которое производит на шведов скорость строительства русских укреплений. Работы действительно шли очень быстро, возможно, еще и потому, что Суворов торопился от них отделаться, чтобы поскорее приступить к настоящей военной службе. Без сна и отдыха, он метался с места на место, дотошно контролировал ход работ, вникал в любые мелочи. Задача стояла не простая — надо было строить быстро, качественно и дешево (никто не обещал, что «за ценой не постоим»). Сами добывали известняк, жгли из него известь, строили временные кирпичные заводы, дополнительно выписывали известь и кирпич из Петербурга и Ямбурга, а для их доставки строили суда. Проблем множество, а тут еще недостаток людей, нерасторопность и леность исполнителей, на что постоянно жалуется Суворов в своих письмах.…

Честно говоря, в Савонлинне нам делать было уже нечего, если не считать тупого разглядывания ярких афиш по поводу гордости савонлиннцев — крупнейшего оперного фестиваля, который с 1912 года (с перерывами на войну, естественно) каждое лето проводится на сцене, устроенной в крепостном дворе. Желающим послушать в этом году «Мадам Батерфляй» Джакомо Пуччини на чистом итальянском в исполнении смешанной русско-финской труппы сообщаю: билеты недорогие (около 30 евро), но, скорее всего, вы их сможете купить уже только с рук — спрос на культуру в июле-августе огромный, так же, как и на места в местных гостиницах и коттеджах. Если не попадете — не расстраивайтесь: в многочисленных забегаловках и барах, расположенных в бастионах крепости, можно пообщаться с  знаменитыми артистами и музыкантами. Тоже аттракцион. А нам пора двигаться дальше…

Поскольку граница 1743 года была установлена так, что шведы теоретически могли перекрывать коммуникации между Вильманстрандом и Нейшлотом, Суворов спланировал систему каналов, которые соединяли эти плацдармы водным путем по Сайме. Увы, но эти работы растянулись аж на 7 лет. «Прошел год,  — жалуется Суворов, — ничего не сделано. Бури прорывают плотины и усиленные годовые труды пропадают. Лаубе (строитель) тремя его каналами мне накопил работы пуще трех баталиев, неизмеренные работы, недостаток людей, немогузнайство и узкомейство непрестанные». Но все же в результате были сооружены 4 канала: Кутвелен, Кяюхкяя, Куконхарью и Телатайпале.

Самым длинным и красивым считается Куконхарью (в русских документах Куконтайпальский канал), протянувшийся с северо-запада на юго-восток. К его восточному берегу мы подъехали на машине — шоссе №62 Иматра – Руоколахти – Пуумала уходит с трассы направо (немного не доезжая от Савонлинны до Иматры), а  после Сюспохья (между Руоколахти и Пумала) есть указатель Kukonharju 16 km, следуя которому по грунтовой дороге упираешься в табличку Kukonharjun Kanava. Длина этой «канавы» около 800 м, ширина от 10 до 13,5 м, глубина 3–4 м. Шлюзов на канале нет, берега выложены камнем, на входе и выходе возведены бастионы. Канал прорезает высокую скалу, затем заболоченный залив протоки, идет вдоль него, дальше небольшой поворот и выход в глубокую часть залива. Сохранилась схема 1804 года, на которой показаны два военных городка, по пять казарм каждый, бастионы, дома стражей канала и дом торговца. Неподалеку стоял дом, принадлежащий роду князей Долгоруких. Увы, но сегодня берега заросли лесом, каменная кладка местами обвалилась, а от построек остались лишь фундаменты. Тем не менее, суворовские каналы сохранились, и местные власти уже несколько лет собираются восстановить для туристов исторический водный маршрут.

На этом все. И мы двинулись в Лаппенранту с твердым намерением сделать остановку в Иматре, которую я посещаю практически в каждой поездке по Финляндии, вспоминая Сашу Черного:

  • Был на Иматре, так надо.
    Видел глупый водопад.
    Постоял у водопада
    И, озлясь, пошел назад

Но об этом завтра...

Савонлина. Замон
Савонлина. Замон


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic