esmarhov_ss

Categories:

ЗЕМЛЯ МОЛОКА И МЕДА

  • «Я выведу вас от угнетения Египетского в землю..,
    где течет молоко и мед».
  • Исход [3,17]
Иерусалим
Иерусалим

Библейская трапеза

Как явствует из цитаты, исход евреев из Египта был связан не только с героическим стремлением к свободе, но и с обычным житейским желанием вкусно есть и сладко пить. Из Библии можно почерпнуть массу сведений о том, что ели люди в те далекие времена, о гастрономических традициях, предпочтениях и пищевых запретах. Конечно, идентифицировать некоторые названия животных, а тем более насекомых, теперь не под силу даже профессиональным толкователем Библии. «Из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех ногах, тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтоб скакать ими по земле. Сих ешьте из них: саранчу с ее породою, солам с ее породою, харгол с ее породою и хагаб с ее породою...» [Книга Левит, 11:21-22]. Действительно, саранча дозволялась иудеям в пищу, так как относилась к «чистым» животным. Известно, что простолюдины ели саранчу, соленую, высушенную, изжаренную на огне или сваренную в воде и приправленную маслом. Да и в Новом Завете говорится, что Иоанн Креститель питался в пустыне акридами из рода саранчи. Но кто такие солам, харгол, хагаб? Вкусно это или не очень? Увы, — загадка! Безвозвратно утеряны и многие древние рецепты. Однако у нас есть и приятная новость: дотошным исследователям удалось кое-что воссоздать. Итак, приглашаем Вас на библейскую трапезу.

Для начала испечем хлеб, как повелел Авраам своей жене Саре, гостеприимно принимая трех незнакомцев: «Поскорее замеси… лучшей муки и сделай пресные хлебы». Подготовьте 200-граммовый стакан, он будет служить вам или вашей Саре главной мерой.

Библейский хлеб

  • 2 стакана муки (грубого помола из пшеницы твердых сортов); 3/4 стакана холодной воды; 2 ст. л. оливкового масла; 1 ч. л. соли. В тесто можно добавить библейские травы-приправы: иссоп, лук, чеснок, кунжутное семя.
  • Смешать в миске все компоненты. Посыпать мукой рабочую поверхность и руки и вымешивать тесто не менее 3 минут. Разделить тесто на 8 кусков и сформовать шарики. Каждому придать форму лепешки. Выложить лепешки на смазанный оливковым маслом противень и на каждой сделать несколько проколов вилкой (чтобы не вздувались пузыри). Выпекать в разогретой до 250°С духовке.
Израильский хлеб
Израильский хлеб

К горячим библейским лепешкам неплохо бы организовать столь же древнюю закуску на скорую руку. Тут нам наверняка пригодится рецепт Катона Старшего (234–149 до н.э.), известного любому школьнику вошедшей в поговорку фразой: «И все же, я полагаю, Карфаген должен быть разрушен», которой заканчивал каждую свою речь в Сенате. Труд «О земледелии» непримиримого борца с Карфагеном известен куда меньше — его перелистывают лишь любители истории и гастрономии. Так вот, в нем Катон и приводит такой вот древний средиземноморский рецепт.

Закуска из оливок

  • 1 стакан зеленых оливок без косточек; 1 стакан черных оливок без косточек; 4 ст. л. красного винного уксуса; 1 ч. л. с горкой дробленых семян кориандра; 2 ч. л. измельченных листьев кориандра (кинзы); 1/2 ч. л. измельченных листьев розмарина; 3 ч. л. измельченных листьев мяты; 2 ст. л. оливкового масла.
  • Крупно нарубить оливки. Поместить в глиняную миску, добавить все прочие компоненты и перемешать. Все!

Слегка подкрепившись, можно преступать к чечевичной похлебке, за которую изрядно проголодавшийся Исав продал право первородства своему хитрому братцу Иакову. Разве не интересно изготовить своими руками столь вожделенное блюдо, пусть и в несколько современной версии? Тогда — за дело:

Чечевичная похлебка от Иакова

  • 1,5 стакана колотой красной чечевицы; 6 стаканов овощного отвара или куриного бульона; 1 нарубленная средняя луковица; 1 нарубленная головка (белая часть) лука-порея; 1 нарубленная морковь; 1/2 ч. л. молотого кумина; 1 ст. л. белого винного уксуса; соль и свежемолотый черный перец — по вкусу; 1 средняя луковица, нарезанная полукольцами; оливковое масло.
  • Засыпать чечевицу и нарубленные овощи в кастрюлю, залить овощным отваром или бульоном и довести до кипения, убавить огонь и варить 30 минут, пока чечевица не разварится. Если похлебка густовата, подлить немного воды. Добавить кумин, винный уксус и приправить по вкусу. Обжарить нарезанный лук до темно-золотистого цвета и засыпать в суп. Подавать с теплыми сариными лепешками или гренками из них.
Чечевичная похлебка
Чечевичная похлебка

На второе можно выбрать рыбу, благо она в изобилии водилась (да и сейчас водится) в водах Земли Обетованной. Готовили ее в те времена незатейливо: либо жарили на углях, либо припускали в смеси вина и воды с луком и травами. А вот соусы к ней подавали самые разные: чаще на основе кунжутной пасты тахини или лука и ароматных трав. Очень любопытен древнейший луково-медовый соус. Его мы и предлагаем вашему вниманию.

Луково-медовый соус

  • 2 крупные, мелко нарубленные луковицы; 2 ст. л. оливкового масла; 1 веточка розмарина; 1/2 стакана белого вина; 1 лавровый лист; 1 ст. л. меда.
  • В сковороде на слабом огне готовить на оливковом масле лук с травами до мягкости (минут 15). Добавить вино и мед и готовить еще 10 минут. Соус должен получится густым и практически однородным.

Мясоедов может заинтересовать рецепт пасхального агнца, которого дóлжно было «испечь на огне». Ладно, целого ягненка готовить не будем, ограничимся ножкой или лопаткой. Да и за невозможностью развести на кухне костер, довольствуемся обычной духовкой.

Пасхальный агнец

  • 1 лопатка или ножка юного барашка; мед и оливковое масло; 1 ч. л. измельченных семян горчицы (можно взять обычную приправу); 3 мелко нарубленных зубчика чеснока.
  • Смазать мясо медом и оливковым маслом, натереть горчицей, чесноком и дать впитать ароматы, оставив в покое минимум на 1 час. Поместить ягнятину в жаропрочную форму и запекать в духовке 1 час, периодически поливая выделившимся соком.

А что же нам выбрать на сладкое? Конечно же, какое-нибудь орехово-медовое лакомство, столь древнее, что им вполне могли наслаждаться Соломон с Суламифью. Не все же в любовном изнеможении «подкрепляться вином» и «освежаться яблоками»…

Медовые «орешки»

  • 1 стакан свежих или очень сочных сушеных фиников; 1/4–1/2 стакана воды (количество воды зависит от сочности фиников); 1 ч. л. молотой корицы; 1/4 ч. л. молотого кардамона; 1/2 стакана нарубленных грецких орехов; 3/4 стакана нарубленного миндаля; мед.
  • В кухонном процессоре (в те времена пользовались ступкой и пестиком) обработать финики в однородную пасту. Добавить пряности, грецкие орехи и 1/4 стакана миндаля и хорошенько перемешать. Сформовать шарики размером с грецкий орех. Каждый окунуть в мед и обвалять в оставшемся миндале.
Продавец гранатового сока
Продавец гранатового сока

Что можно, а что нет…

Как Вы уже поняли, люди в те далекие времена питались совсем не плохо. Да и Библия, не поощряя обжорство и пьянство, вовсе не запрещала получать от еды удовольствие. Главное — строго соблюдать предписания. А таковых правоверный иудей должен соблюдать аж 613. Число не малое (даже на буддийского монаха накладывается в два раза меньше ограничений). Сюда входят и пищевые правила. Без их понимания кухню Израиля понять просто невозможно. Поэтому придется, разумеется, коротко, рассказать и о них…

Все разрешенные, или кошерные, продукты иудаизм подразделяет на три группы: мясо, молочные продукты и нейтральная «парве», куда включают все, что не входит в первые две, — то есть овощи, фрукты, зерновые и рыбу. В первой книге Торы (Бытие) сказано, что вначале Бог дал человеку для пропитания растительную пищу, лишь после потопа смилостивился и разрешил мясо: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу» [Бытие 9:3]. Однако в последующих книгах Торы «живое и движущееся» было разделено на «разрешенное и запрещенное». Необходимость соблюдения этих законов обосновывается лаконично: они нужны, «чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого» [Левит, 10:10].

Правоверным евреям разрешается употреблять мясо только «чистых» животных. То есть тех, что одновременно и парнокопытные (с раздвоенными копытами), и жвачные (жуют жвачку). Ни в коем случае нельзя есть свинину, конину (прощай бифштекс по-татарски!), мясо верблюда, тушканчика, зайца (естественно, и кролика тоже), плотоядных хищников (медведя, собаки, волка и т.п.). Свинья, как особенно нечистое и поедающее падаль животное, была так неприятна иудеям (а впоследствии и мусульманам), что многие не произносили и само слово «свинья», заменяя его эвфемизмами «этот зверь», или «это животное». Даже в современном Израиле слово произносить не принято, и официант-иудей, предлагая свинину, скажет, например: «Желаете беленького?». Кстати, несмотря на строгие законы, купить свинину в Израиле можно без особого труда — под Назаретом есть большой кибуц, который специализируется на свиных колбасах и ветчине.

Кабанос
Кабанос

К кошерным относятся только выращенные в домашних условиях куры, гуси, утки, индейки и куропатки. Дикие — ни-ни! Что касается яиц, то в пищу, пригодны только те, что имеют разные концы (острый и округлый) — видимо, чтобы люди могли разделиться на «тупоконечников» и «остроконечников». Каждое яйцо следует вылить в чистый прозрачный стакан и проверить, нет ли в нем частичек крови. Если обнаруживается хоть малейший намек на красное, яйцо придется без сожаления выбросить. На вареные яйца (которые евреи ели довольно редко) правило не распространяется — проверить-то невозможно. Кстати, яичница болтунья с брынзой, помидорами и острой паприкой, а также пирожки-буреки с брынзой, картофелем и желтками были одними из любимых блюд жителей старого Иерусалима. Вот их и приготовим:

Буреки по-иерусалимски

  • Для начинки: 300 г брынзы; 100 г размятого вареного картофеля; 2 яичных желтка; молотый белый перец — по вкусу. Для теста: 3 стакана муки; 100 г растопленного сливочного масла; 1/2 стакана оливкового масла; 1 ч. л. соды; 1/2 стакана холодной воды; 2 ст. л. яблочного уксуса. Для смазывания буреков: 1 яйцо; 1 ст. л. воды. Для украшения: кунжутное семя.
  • Для начинки: смешать брынзу и размятый вареный картофель с желтками, приправить перцем. Замесить тесто, добавив в муку сливочное и оливковое масло, соду и соль, а затем влив воду с уксусом. Как можно тоньше раскатать тесто и стаканом вырезать кружки. Положить в центр каждого немного начинки и, сложив пополам кружок, тщательно защепить края. Уложить на выстланный промасленной бумагой противень, смазать взбитым с водой яйцом. На каждый бурек нанести проколы вилкой,  посыпать кунжутным семенем. Выпекать в разогретой до 180º С духовке до золотистого цвета.
Буреки
Буреки

Из рыбы, которая относится к нейтральной категории «парве», можно есть только ту, у которой есть чешуя и хотя бы один плавник. Но чешуя чешуе рознь — кошерная не прикреплена намертво и с легкостью отделяется, если провести по рыбе ногтем. Таким образом, к кошерным рыбам относят все семейство лососевых (горбушу, кету и т.д.), семейство карповых (карася, карпа, сазана и т.д.), скумбрию, щуку, леща, воблу, судака, сельдь, кильку, минтая. Некошерны, соответственно: сом, угорь, минога, акула, скат и все осетровые (белуга, севрюга и т.п.). Икру можно есть только от кошерных рыб и только желтовато-красноватого оттенка — поэтому от черной осетровой икры иудею приходится отказываться. Некошерны все моллюски, ракообразные и прочие морские гады (у них вообще нет ни чешуи, ни плавников) — креветки, кальмары, раки, омары, лангусты, морские ежи, улитки, осьминоги, киты, дельфины, тюлени, моржи и даже лягушки!

Однако даже кошерное, может стать некошерным, или трефным, при отклонении от религиозных предписаний. Кошерное молоко и молочные продукты получают лишь от кошерных животных. Запрещено смешивать мясную и молочную пищу не только в блюде («не вари козленка в молоке матери его»), но и в одной трапезе. А посему приходится жарить мясо на растительном масле или гусином жире, а заодно отказаться и от мясного борща со сметаной…. И, если вам на обед дали мясо, то не видать вам сыра и на десерт мороженого. Мало того, для мясных и молочных продуктов должна быть отдельная посуда и отдельные шкафы. Даже посудомоечную машину нельзя использовать и для мясной, и для молочной посуды. Она должна быть предназначена для какой-то одной. Кстати, это разделение стало нормой даже в израильской армии.

Чтобы мясо «чистых» животных стало кошерным, животное, обязательно прошедшее медицинский осмотр», должен зарезать и обработать только специально обученный резник — «шохет». Он должен так быстро и умело перерезать яремную вену острейшим ножом, чтобы животное не мучилось. Кроме того, задняя четверть туши крупных животных считается кошерной лишь после удаления седалищного нерва. Причиной этого запрета послужил библейский рассказ о поединке Иакова с таинственным незнакомцем, который «повредил состав бедра у Иакова», и тот ушел с поединка хромая. Душераздирающая история!

Евреям категорически запрещено употреблять в пищу кровь — ведь «душа тела в крови» [Левит 17:11]. Поэтому кровь убитого животного требует уважительного отношения — при забое она спускается полностью и прикрывается землей, а мясо перед готовкой полчаса вымачивают в воде, затем посыпают крупной солью и кладут на наклонную доску так, чтобы кровь могла свободно стекать, и еще несколько раз тщательно промывают. Так что, маца, замешанная «на крови христианских младенцев», некошерна уже по определению…

Любая мука кошерна, но нуждается в просеивании – не дай Бог, в ней завелись жучки-червячки); аналогично и все крупы следует перебирать. Кошерными считаются все макаронные изделия, не содержащие на упаковке записи о запрещенных вкусовых добавках. Однако, не все так просто. Казалось бы, например, рис не должен вызывать опасений. Ан, нет! Рис — это один из тех продуктов, которые для того, чтобы считаться кошерными, должны быть сварены правоверным иудеем. А как же насчет риса, который продается недоваренным, например, пропаренный полуфабрикат? Тут важно, чтобы до окончательной готовности его довел иудей. Причем, ежели в инструкции указано, что его надо варить еще 10–15 минут, то можно покупать и доваривать, ежели — всего 5 минут, то уже нельзя. Кошерны все грибы, овощи и фрукты после тщательной проверки на отсутствие в них личинок и червяков. Все виды маргарина и кулинарные жиры некошерны, соответственно, в эту запретную категорию включаются и все кондитерские изделия (печенье, выпечка и т.п.), приготовленные на их основе.

В Пасху добавляется еще и запрет на квасное. Причем нельзя не только есть, но даже иметь в доме квасное, а это обширная категория — от хлеба до пива, виски, водки — всего, что делают из сброженного зерна. Дозволительно вино и виноградная водка (граппа, чача, бренди и т.п.), поскольку виноград — не зерно. Впрочем, есть особые запреты, которые касаются виноградных напитков, в том числе соков, вин и бренди. По отношению к вину, которое используется иудеями для совершения религиозных таинств, законы особенно строги. Надзор за чистотой вина начинается уже на виноградниках: между рядами лозы запрещено выращивать овощи и фрукты, виноград для вина можно использовать лишь через четыре года после посадки виноградника – представьте себе, весь урожай третьего года подлежит полному безжалостному уничтожению. Более того, поля должны отдыхать каждый седьмой год.

Кроме того, кошерными могут считаться только те вина, которые изготовлены правоверными евреями и обязательно под наблюдением раввина и комиссии из уважаемых граждан. Все оборудование для изготовления вина должно быть чистым и стерильным, а все осветляющие агенты и добавки должны быть кошерными; нельзя применять дрожжи, а также неизвестные ферменты. Если при переливании виноградарь коснулся вина или оно соприкоснулось с каким-либо посторонним предметом, то такое вино называется «мевушаль» (это указывается на этикетке) и «абсолютно кошерным» не считается. Его подвергают быстрой пастеризации, и оно становится не слишком вкусным, но зато кошерным.

Да, быть правоверным иудеем не легко… Но вот что удивительно: кошерная еда становится все более популярной в подлунном мире. Этикетка с надписью Kosher стала гарантией качества и чистоты продуктов, из-за чего и приверженцы здорового питания, и вегетарианцы, и мусульмане активно поддерживают кошерный рынок. Треть продуктов в американских супермаркетах имеют сертификат кошерности.

Кошерный завтрак в израильском отеле
Кошерный завтрак в израильском отеле

Современная кухня Израиля

Бурная, сложная история Израиля и его рассеянного по всему миру народа не способствовала развитию национальной кухни, поскольку она так же эклектична, как и культура. И хотя евреи утверждают, что еда для них — это «национальный вид спорта», в стране пока еще не существует того, что можно смело назвать «израильской кухней». Иммигранты из разных стран везли с собой не только современный культурный багаж, но и многовековые кулинарные привычки. Однако ж климат, новые продукты, стиль жизни и влияние иных культур понемногу делают свое дело.

То, что мы в России когда-то понимали под «еврейской кухней», в Израиле обычно именуется «ашкеназийской» (термин ашкенази происходит от названия средневековой Германии, места расселения потомков легендарного Аскеназа, внука Иафета). Так, всенепременная, казалось бы, фаршированная рыба тут не в чести, правда, консервы с этикеткой «гефилте фиш» (на идиш) можно найти в магазинах Иерусалима. Знаменитое «кисло-сладкое мясо» местному люду не по вкусу — слишком уж тяжелая эта еда в жарком местном климате. В то же время, кухня сефардов, то есть евреев, изгнанных в 1492 г. с Пиренейского полуострова (в переводе с иврита «испанцев»), больше похожа на средиземноморскую. Судите сами, так сказать, сефардский ответ ашкеназийской гефилте фиш, но под особым яично-лимонным соусом агристада, корни которого тянутся в испанскому agraz — "сок недозрелого винограда", который когда-то испанцы и сефарды использовали вместо лимонного:

Рыба с соусом агристада

  • 900 г филе (без кожи) плотной рыбы (трески, лосося и т.п.). Для бульона: 300 мл воды; 2 ст. л. оливкового масла; сок 1/2 лимона; 2 ст. л. измельченных листьев петрушки; соль, молотый белый перец  — по вкусу. Для соуса: 2 крупных яйца; сок 1/2 лимона; 1 ст. л. муки из мацы (если таковой нет, можно взять обычную); 3 ст. л. воды; соль и молотый белый перец — по вкусу.
  • Рыбное филе нарезать на порционные куски. В широкий сотейник влить воду, добавить оливковое масло, лимонный сок, соль и перец. Туда же уложить одним слоем рыбу. Поставить сотейник на огонь, довести до кипения, убавить огонь, накрыть крышкой и варить 5–10 минут (куски рыбы не должны развалиться). Если куски толстые, то можно один раз в процессе варки перевернуть. Вынуть рыбу шумовкой и выложить на глубокое блюдо. Бульон сохранить. Теперь можно браться за соус. В миске взбить яйца с лимонным соком. В маленькой мисочке смешать муку с водой в однородную пасту и ввести ее в взбитые яйца. При постоянно помешивании ввести смесь в горячий бульон и на слабом огне, не переставая мешать, уварить до густоты. Приправить по вкусу. Полить соусом рыбу. Блюдо можно есть и горячим, но обычно его охлаждают и подают холодным.
Эйлат
Эйлат

Общая мода на здоровое питание не обошла и Израиль, поскольку овощей, фруктов, рыбы и отменных молочных продуктов (обращаем ваше внимание) на Земле Обетованной теперь хоть отбавляй. Салаты готовят обычно или «по-арабски», очень мелко нарезая, или «по-гречески» — напротив, крупно, добавляя кубики свежего сыра (типа феты). Любимая заправка — лимонный сок и хорошее оливковое масло (на него денег не жалеют). Жарят чаще на гриле или грильной сковороде, без никакого масла. Истекающий маслом продукт считается плохо и неумело приготовленным. Наваристых бульонов не едят, разве что на Пасху по традиции подают жирный «золотой» куриный бульон («еврейский пенициллин» – старинное лекарство от всех хворей). Вообще супы израильтяне едят не часто, а если и едят, то овощные.
Мясо (в основном баранину и говядину) готовят с удовольствием — чаще всего запекая или жаря на открытом огне. А вот, любителям рыбки лучше отправиться в какой-нибудь из рыбных ресторанчиков около иерусалимского «шука» (рынка) Махане Йегуда. Скорее всего, вам предложат популярную здесь «бури» (по-нашему кефаль) — ее выпотрошат, припудрят смесью муки, сухого чеснока и каких-нибудь пряностей, обуглят на гриле и подадут, сдобрив чем-нибудь вроде паприки, приложив лимон и бокал белого вина. Можете приготовить нечто подобное и дома, но если постараться, получится поизысканней:

Рынок Махане Йегуда
Рынок Махане Йегуда

Кефаль на гриле

  • 1 кефаль (или иная рыбка по вашему вкусу). Для начинки: нарубленная мята и петрушка. Для приправы: 2 ст. л. лимонного сока; 20 г молотого жареного фундука; 1 ст. л. оливкового рафинированного масла; 1 ст. л. сливочного масла; 1 ч. л. измельченного чеснока; 1 ст. л. муки; соус «Табаско» — 2–3 капли; соль, молотый черный перец — по вкусу.
  • Рыбу почистить, выпотрошить, удалить жабры, тщательно промыть под проточной водой. Начинить брюшко травами, скрепить деревянными зубочистками и поместить в холодильник. Смешать все компоненты приправы и натереть смесью охлажденную рыбу. Обжарить с двух сторон на гриле в течение 5 минут. Затем поместить  в сильно разогретую духовку на 10–12 минут. Подать с подогретым белым хлебом и охлажденным белым вином.

Пьют израильтяне не много (мы не говорим о наших бывших соотечественниках, взращенных на русских традициях застолья) и в основном вино: красное — к темному мясу, белое — к домашней птице и рыбе.

Фалафель
Фалафель

Израильский фаст-фуд

В любом израильском городе на каждом шагу встречаются киоски, где продается фалафель, порция которого с банкой кока-колы или фруктового сока может заменить и завтрак, и ужин. Фалафель — обжаренные во фритюре шарики размером с грецкий орех из измельченного нута (в Израиле он называется хумус) с травками-приправками и специями (лук, чеснок, петрушка, зелень и семена кориандра, черный и жгучий перец, кумин). Часто фалафелем вместе с овощами наполняют питу — такие «сэндвичи» очень популярны среди любителей перекусонов. К фалафелю прилагается приправа из кунжутной пасты тахини, чеснока и лимонного сока. Израильтяне шутят, что до сих пор не полетели в космос лишь потому, что им пока не удается запихать фалафель в тюбик (как говорит Губерман: «невозможно впихнуть невпихуемое»). Да, Израиль без фалафели — не Израиль. Хотя подобные изделия распространены на всем Ближнем Востоке — фалафель добрался даже до Таиланда, сами недавно лакомились им в Бангкоке.

Уличная еда в Израиле
Уличная еда в Израиле

Излюбленные блюда туристов

В Израиле, а тем более в многонациональном Иерусалиме, можно найти любую национальную еду на любой вкус и карман. Мы, к примеру, отдали свое сердце и желудок ливанской кухне, потрясающий вариант которой нам приготовил шеф-повар ресторана эйлатского отеля «Ирод» (об этом как-нибудь в другой раз), вполне естественно оказавшийся нашим бывшим соотечественником. А еще обязательно попробуйте свежевыжатый гранатовый сок — ни в какое сравнение не идет с бутылочно-пакетным. Впрочем, у каждого свои пристрастия. Многим нашим туристам очень нравятся куриные потроха по-иерусалимски, стыдливо именуемые в англоязычных меню Jerusalem Mixed Grill, в более откровенных версиях — Jerusalem Chicken Giblets. Блюдо недорогое, несложное, почему бы и не приготовить дома?

Куриные потроха по-иерусалимски

  • 1 ст. л. оливкового масла; 2 средние луковицы, нарезанны кольцами; 450 г филе куриных грудок; 4 крупные куриные печенки; 12 отваренных куриных пупочков (мускулистых желудков); 12 отваренных куриных сердечек; 2 ч. л. сладкой паприки; 1 ч. л. порошка чили; 1–2 ч. л. кумина; соль — по вкусу; куриный бульон.
  • Нарезать куриное филе небольшими кубиками, так же нарезать и все потроха. Разогреть масло в большой сковороде с антипригарным покрытием. Засыпать лук и, постоянно помешивая, жарить на среднем огне примерно 5 минут. Добавить куриное филе и жарить, помешивая, 5 минут, пока мясо не станет белым. Добавить потроха, и, не переставая мешать, жарить 1–2 минуты. Добавить приправы, влить немного бульона, накрыть крышкой и готовить еще 10 минут. Жаркое можно уложить в подогретую питу, добавить тахини и есть как бутерброд. А можно посыпать жареным кунжутом и подать с зеленым салатом. Легко и полезно.

Еще один фаворит, уже сладкий — груши в меду. Десерт простой в изготовлении, но очень изысканный и, как говорят, библейский. Верить или не верить — ваше дело. А попробовать стоит.

Груши в меду

  • 4 крепкие средние груши; 1,5 стакана красного вина; 3 столовые ложки меда; 1/2 ч.л. молотой корицы;1/4 ч. л. тертого мускатного ореха; 1/2 ч.л молотого кумина; 1/2 ч.л. муки; 1/2 стакана холодной воды.
  • Муку развести водой. Очистить груши, разрезать на 4 части вдоль и удалить сердцевину. В сотейник влить вино, добавить мед и специи и довести до кипения. Добавить груши и готовить на слабом огне 15 минут до мягкости. Вынуть груши и разложить на блюде. Уварить жидкость наполовину, при постоянном помешивании влить мучную болтушку и мешать, пока жидкость не загустеет. Полить груши, остудить и подавать. Можно украсить листочками мяты.

    Напоследок предупреждаем — порции в Земле, текущей молоком и медом, не шуточные, поэтому, проголодавшись, не заказывайте сразу много блюд. Иначе будет тяжко — и оставить жаль, и съесть невозможно. Но, мы надеемся, что с Вами такого не приключится, так что, как говорят в Израиле, «бетэавон» — приятного аппетита!
Заключение
Заключение

Грех, не закончить хорошей песней. Мой друг — гениальный Тимур Шаов. Слушайте!


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic