esmarhov_ss

Categories:

Кто сказал, что Спасу нет?

«Они тебя вспросют, – ну, а сколько, скажут, у нас Спасов? А ты и не знаешь!»
                                                        Иван Шмелев «Лето Господне»

Наступил август – месяц трех народных и церковных праздников, которые испокон века почитаются и отмечаются на Руси. И праздники эти – Спасы. Лучше Ивана Шмелева написать на эту тему что-то новое трудно. И, наверное, зря я взялся за эту задачу. Однако тема, все-таки, весьма прелюбопытная, очень хочется рискнуть, хотя все равно придется пользоваться цитатами великого русского писателя, который и будет моим «спасским» проводником. Надеюсь, не Сусаниным... Поэтому все неподписанные афоризмы и эпиграфы взяты из Шмелева.

Итак, начнем с определений, как учил нас Владимир Ильич. Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) именуют приходящиеся на август три православных праздника, посвященных Спасителю, – Происхождение честных древ Креста Господня, Преображение Господне и Нерукотворный Образ. Казалось бы, никакой гастрономической нотки в этих духовных праздниках изначально заложено не было. Однако мудрый народ сумел привязать эти дни к своим мирским обычаям, связал их со своей природой (август на Руси – урожайный месяц, конец лета) и был поддержан не менее мудрой православной церковью (в былые времена не начинали есть никакой сезонной пищи без ее благословения). 

Так появились вторые, уже народные названия этих праздников: Спас медовый, Спас яблочный и Спас ореховый – по названию лакомств, которые разрешалось с этого дня отведывать. Что вполне разумно не только с религиозной, но и с диетологической точки зрения. Впрочем, давайте по порядку, тем более что Спасы по порядку и справляют – как в известных строках Вячеслава Иванова:

Едва медовый справлен Спас,
Светает Спас Преображенский.
Спас третий – с вечери успенской
Иванов день: всему свой час.

Спасовка – лакомка…

«Первый Спас… – медовый Спас, Крест выносят. Значит, лету конец, мед можно выламывать, пчела не обижается... уж пошабашила»
Медовый Спас
Медовый Спас

Этот праздник справляют 14 августа (1 августа по старому стилю), и его основное и полное название Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (народ говорил «Происхожденьев день») связано с крестным ходом – вынесением креста на дороги и улицы для отвращения болезней и эпидемий (здесь вполне уместнее было бы вместо «происхождение» поставить «вынесение», но такова уж традиция перевода с греческого). По крайней мере, именно так делали когда-то в Константинополе – из-за летней августовской жары город страдал от распространения различных болезней. Начало этого праздника относится к IX веку, а в XII-XIII веках он утвердился в Православных церквях всего мира.

Святая София
Святая София

Реликвию храма святой Софии носили по городу две недели, вплоть до праздника Успения Богородицы. Именно поэтому с 14 августа начинается Успенский (осенний) пост, который также продолжается две недели (по 27 августа) и соблюдается не меньше, чем Великий. В понедельник, среду, пятницу – сухоядение; во вторник и четверг – горячая пища без масла; в субботу и воскресенье допускается растительное масло; в день Преображения Господня (19 августа) и в Успенье, если оно придется на среду или пятницу, можно включить в меню и рыбу. 

Страшное слово «сухоядение» означает самый строгий пост и на деле предусматривает всего-навсего отказ от кофе, чая, компотов, мяса, масла (в том числе и растительного), молока, вина, самогона, виски, пива и вареной (приготовленной) пищи – супов, например, бефстроганов или омаров на гриле, зато можно вволю лакомиться хлебом с солью, сырыми овощами и фруктами, сухофруктами и медом, запивая это все водой и соками. Согласитесь, не так уж и плохо – недаром в народе говорили: «Успенский пост мужика досыта кормит»; «Спасовка – лакомка, а Петровка (Петровский пост) – голодовка»

По преданию, именно в этот день в 988 году крестилась Русь при Владимире Святом («Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1»), поэтому праздник в народе получил еще одно название – Спас на воде, или Мокрый Спас. Во всех городах и селах тянулись крестные ходы к рекам, озерам, прудам, около которых совершались молебны и освящалась вода, обязательно освящали и «мирские» колодцы, а после водосвятия купались в надежде защититься от лихорадки и сглаза, избавиться от грехов: «На Спаса в Иордане купаться – незамоленные грехи простятся»

Крещение Руси
Крещение Руси

«Иордань» устраивалась даже на Москве-реке, и в купании принимал участие сам царь, который накануне праздника, вечером 31 июля, выезжал в Симонов монастырь на вечерню, а утром, в сам праздник, стоял заутреню. Духовенство освященной («иорданскою») водой окропляло войска и знамена, всем желающим разливалась святая вода, а две доверху наполненные серебряные чаши отправлялись в царский дворец. В этот день старались крестить младенцев, купались сами, а крестьяне еще купали и скотину, чтобы «падежу не было».

Еще одно народное название этого праздника «медовый» наталкивает нас на мысль о мёде, разрешенном во время Успенского поста. И правильно наталкивает, так как в этот день, помимо воды, освящается и мед нового сбора – 14 августа принято «ломать» первый мед на пчельниках, поскольку пчелы перестают его приносить. Пчеловоды с утра выбирали на пасеке самый медоносный улей, «выламывали» из него соты, клали в деревянную посуду и несли в церковь, где после обедни священник благословлял весенние и летние труды «божьей работницы» пчелы. Часть освященного меда (попову долю) дьячок собирал в заранее приготовленные корытца, часть – раздавалась нищим («На первый Спас и нищий медку попробует!») и детворе («ребячья доля»).

Трудно не любить это чудо природы во всех его ипостасях: светло-желтый цветочный; янтарный липовый; прозрачные, как вода, жидкий ясеневый, акациевый и клеверный; наконец, коричневый самых разных оттенков вересковый и гречишный, «щекочущий горло». Простейшая проверка качества меда производилась так. В кадушку опускали тонкую палочку и вынимали – настоящий мед тянется вслед за палочкой длинной непрерывной нитью, а когда нить прервется, то она целиком опустится, образуя на поверхности башенку, которая затем медленно разойдется. Фальшивый мед поведет себя, как клей: будет обильно стекать и капать вниз с брызгами. Наконец, хранить мед (лучше не больше года) можно только в стеклянной, глиняной, фарфоровой, керамической или деревянной посуде – никакого металла (ладно, в эмалированной или никелированной можно).

Вернувшись из церкви, пчеловоды и сами разговлялись освященным медом (до этого дня мед ели только прошлогодний), пирогами с пшенной кашей на меду, подавали к нему свежие огурчики, обмакивали в него и с аппетитом хрустели. Мед добавляли ко многим постным кушаньям: каше, горошнице, киселю, смешивали с толченым конопляным семенем, свежими и мочеными ягодами, с ним варили варенье. На первом меду выпекали большой хлеб-пряник из ржаной муки нового урожая, готовили «медвяные» квасы и сбитни (мёд растворить в воде, добавить гвоздику, корицу, кардамон, имбирь, кипятить 10-15 минут, снимая пену, дать настояться полчасика, процедить, подогреть и можно пить) и вовсю потчевали гостей. 

Правда, особенно широко гулять в этот праздник было некогда – у крестьянина в августе работы всегда хватало (во многих губерниях в этот день начинали сев озимых), и строгий пост, запрещавший «винопитие», был установлен Церковью весьма разумно. «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!». И правильно – утром забор надо поправить или репу тащить всей семьёй, благо уродилась большая-пребольшая…

Маковый Спас
Маковый Спас

Маковый Спас

У этого праздника есть еще одно название – Маковей, или Маковый Спас. Церковь в эти дни вспоминает семь библейских братьев-мучеников Маккавеев и их мать Соломию, которые еще за два века до пришествия Христа погибли за веру в Единого Бога, отказавшись от язычества. Народ приметил, что в этот день пора начинать сбор мака, связав по созвучию малопонятное «нерусское» имя с вполне знакомым и совсем не «опасным» в те времена растением: «Черен мак, да смачен, бела редька, да горька». Впрочем, не только не опасным, но даже и полезным, поскольку, по народным поверьям, если в этот день собрать семена дикого мака и обсыпать ими дом – ни одна ведьма не проникнет. 

Попробуйте непременно, а еще лучше испеките домашним блины, которые можно макать в маковое «молочко» или поливать мёдом, либо постные коржи из пресного теста с медовой сытой и растертым маком – шуляки, или шулики («из воды и муки печет бабка шулики»), которыми традиционно угощались в этот день и ели их до самого окончания поста. Маковей также был включен Церковью в число православных праздников и с тех пор сопровождался традицией святить в этот день мак, цветы и травы. Кстати, в эти дни уже шел активный сбор лесной малины, черемухи и прочих ягод, так что фантазии хозяек во время Успенского поста было где разгуляться…

Сегодня многие кулинарные книги и интернетовские сайты предлагают сотни блюд из мёда и мака на первый Спас – не спешите их готовить, если уж действительно решили соблюсти традиции. Подавляющее большинство этих рецептов содержат не только мак и мёд (один из самых полезных и вкусных постных продуктов), но и молоко, сливочное масло, маргарин, сыр, яйца и даже мясо, рыбу или птицу – продукты, запрещенные в Успенский пост. Потерпите две недели – это не так долго! Оставьте все это на разговины на Успенье… А нам пора дальше – яблочки-то уже через пяток дней поспеют! 

Пришел Спас – яблочко припас!

«Второй Спас… – яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не ведено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда»
Яблочный Спас
Яблочный Спас

Второй Спас – Преображение Господне. Так называется самый главный из всех Спасов праздник 19 августа (6 августа по старому стилю), посвященный событиям, описанным евангелистами. Когда Иисус за сорок дней до распятия взошел на гору Фавор с тремя учениками – Петром, Иоанном и Иаковом – и начал молиться, лицо его внезапно просияло, как солнце, и одежды стали белыми, как свет. В ту же минуту явилось облако, из него вышли два великих пророка – Моисей и Илия, и раздался глас божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». Именно поэтому Преображение Господне называли в народе Спасом на горе. Согласно Евангелию, Преображение произошло за сорок дней до Пасхи, церковь же перенесла этот праздник на август для того, чтобы он не попадал на Великий пост.

Но еще чаще второй Спас именуют Спасом яблочным, потому что к этому времени поспевают яблоки, груши, сливы и т.п. – съесть недозрелый плод до 19 августа считается грехом. Впрочем, этот запрет распространялся на все плоды, кроме огурцов. Зато в этот день начинается настоящий яблочный праздник – спелые плоды приносят в церковь на освящение, а затем дарят яблоки друг другу и обязательно угощают неимущих: «На второй Спас и нищий яблочко съест». С точки зрения диетологии совершенно правильно – зачем же есть неспелые фрукты?

Сегодня Спас, Преображенье,
Дней десять, может, до Успенья
Тепло в деревне постоит.
Крестьянин яблоки святить
Несёт в лукошке в Божий храм…
Ещё чуть-чуть, и можно дома
Осенним вечером с лучиной,
Ведя рассказ о днях старинных,
От хлопот летних отдохнуть,
Наливки ягодной хлебнуть,
На печку тёплую залезть
Детей учить, как лапти плесть...
                                     
Варвара Болондаева

С этого дня традиционно начинают заготовку яблок на зиму – летние сорта, особенно те, что не развариваются (Коричное полосатое, Осеннее, Спартак), сразу пускают на переработку (варенье, джем, сок и т.д.) – они быстро портятся и совершенно не годятся для длительного хранения. Зимние, более лежкие (Антоновка, Пепин шафранный), оставляют впрок – ими можно услаждаться до следующей весны. Яблоки снимают рано утром, не вытирая от росы, чтобы сохранить естественный защитный слой, и укладывают в ящики. 

«Яблоки по всему лабазу, на соломе…. Крапивкин указывает сорта: вот белый налив, – «если глядеть на солнышко, как фонарик!» – вот ананасное-царское, красное, как кумач, вот анисовое монастырское, вот титовка, аркад, боровинка, скрыжапель, коричневое, восковое, бель, ростовка-сладкая, горьковка»

«Зима. Крещенские морозы. За окном сугробы снега. И в эту пору хорошо вспоминать о прошедшем лете с бокалом благородного напитка, сохранившего аромат августовских садов и тончайший яблочный вкус». Так в 1887 году писал о русском сидре один из его первых российских производителей швейцарец Пьер Дюсиметъер, который быстро оценил уникальные свойства яблок, выросших в нашем довольно суровом климате, и всего через год получил за свое творение высшую награду качества – медаль Министерства государственного имущества. Сначала яблочное вино проникло в великосветские петербургские салоны, а вскоре и остальное дворянство было покорено этим веселящим напитком. 

Яблочно-грушевый сидр
Яблочно-грушевый сидр

Упоминание о крещенских морозах совсем не случайно – оказалось, что сидр из плодов, собранных на Яблочный Спас, в российских условиях созревал как раз на Крещение, воскрешая приятные воспоминания прошедшего лета. Напиток заметили врачи и начали активно назначать его при мочекаменной болезни, «сахарной болезни» (диабете), подагре и даже «бледной немочи» – так именовали модную нынче «депрессию». Сегодня в продаже настоящий сидр найти трудно – чистый яблочный сок заменил концентрат с консервантами, утеряна методика смешивания определенных сортов, которая придавала сидру неповторимый букет. Неплохо бы нам попробовать равняться на испанцев и французов – в Астурии, Стране Басков, Бретани и Нормандии сидр в большом почете, считается элитным напитком и вполне заслуженно.

На Руси к Яблочному Спасу распахивали землю под озимые («досевки»), которая тоже освящалась, а после этого дня обычно сеяли: «Со второго Спаса засевай озими». Второй Спас также называют Гороховым – в некоторых областях, например, в Архангельской и Вологодской губерниях справляли «Горохов день»: шли на гороховое поле и всем миром собирали первый урожай (в Первый Спас горох только защипывали), причем, не обращая внимания, где чья полоса. Эти гороховые разговины особенно любили ребятишки, они наедались до отвала и под конец еле-еле переползали с полосы на полосу. На закате все выходили в поле, чтобы песнями проводить лето, – считалось, что оно после Яблочного Спаса постепенно начинает сменяться осенью. С Преображения начиналась и жатва ярового хлеба. А у нас на подходе третий Спас – ореховый…

Орехи поспели после Успенья…

«Третий Спас называется орешный, орехи поспели, после Успенья. У нас в селе крестный ход, икону Спаса носят, и все орехи грызут. Бывало, батюшке насбираем мешок орехов, а он нам лапши молочной – для розговин»

Ореховый Спас
Ореховый Спас

Третий Спас – Нерукотворный образ – приходится на 29 августа (16 августа по старому стилю) и совпадает с первым днем Успения. Связан этот праздник с перенесением в Константинополь в 944 году образа Иисуса Христа. Иногда этот Спас называют Холщовым или Спасом на полотне, поскольку Нерукотворный образ Спасителя – это кусок ткани (полотенца), на котором, по преданию, отпечатался лик Иисуса Христа. На Руси Нерукотворный Образ всегда особо почитался, его вышивали на знаменах. В деревенском же быту этот праздник отмечался полотняными торгами: «Третий Спас – на зеленых горах холсты продают»

В этот день начинали собирать урожай орехов, и третий Спас называли Ореховым или Орешным, поскольку только сейчас разрешалось есть созревшие орехи (существуют и исключения – в Грузии из незрелых грецких орехов варят вкусное и полезное варенье). В сибирской и приморской тайге начинался активный сбор кедровых орешков, в южных областях собирали лесные орехи (фундук, лещину) и грецкие (валахские, волошские, греческие). Кстати, во Франции – свои правила: народная поговорка гласит: «На Мадлен (22 июля) грецкие орехи появляются, на Святого Лорана (10 августа) им смотрят внутрь». Фундук в Европе созревает ко дню Святого Фильберта (22 августа), отсюда и английское название этого ореха filbert

По осени в Москве орехи продавали в рыночных рядах Замоскворечья, куда за ними специально ездили запасаться на весь год (например, фундук спокойно хранится до полутора лет). В Петербурге орехи покупали на Щукином и Апраксином дворах. Орехи калили в русской печи, засахаривали, окуная в сладкий сироп и, высушивая в той же печи, настаивали на меду. Кстати, орехи в церкви не святили.

Хлебный Спас

Хлебный Спас
Хлебный Спас

Кроме того, третий Спас называли еще и Хлебным, поскольку накануне отмечалось Успение, с которым связывалось окончание жатвы хлебов (даже самым неторопливым хозяевам полагалось дожать последний сноп) и продолжение «досевок» – высевали озимую рожь. Даже сам август называли «жнивень» или «серпень» (от «серп»). В русской традиции было принято отмечать Хлебный спас в конце уборочных работ, благодарить землю-матушку за нынешний урожай и просить о будущих. В этот день непременно пекли хлеб и пироги из «новой» муки: «Третий Спас – хлеба припас», «Хорош третий Спас – зимой будет квас», «Третий Спас – именинный сноп встречают». В этот день каждый хозяин нес в церковь освящать свежеиспеченный каравай, поэтому домочадцы с утра ничего не ели – разговляться полагалось кусочком освященного хлеба.

Дальше – проще! Успенский пост заканчивался и начиналось разговенье, а оно на Руси всегда было щедрым, изобильным на овощи и фрукты. Вот, когда вам могут пригодиться рецепты – теперь можете есть все, что пожелаете… После третьего Спаса улетают последние ласточки и журавли. В большинстве мест России этот день не праздновали слишком широко – в деревнях начиналась подготовка к завершению летних работ до прихода дождей.

Вот, собственно и все. Остается в последний раз открыть нашего гида Ивана Шмелева и прочитать (можно вслух): 

«Ты теперь все знаешь. Они тебя вспросют про Спас, или там, как-почему яблоко кропят, а ты им строгай и строгай... в училищу и впустят»... 

Собственно, цель достигнута – если вы дочитали статью до конце можете смело готовиться, если не к поступлению «в училищу», то уж ко всем Спасам наверняка. Запасайтесь медом, яблоками, орехами и – вперед!


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →