esmarhov_ss

Categories:

ОРЕХИ ПОСПЕЛИ ПОСЛЕ УСПЕНЬЯ…

«Третий Спас называется орешный, орехи поспели, после Успенья. У нас в селе крестный ход, икону Спаса носят, и все орехи грызут. Бывало, батюшке насбираем мешок орехов, а он нам лапши молочной — для розговин»

Ореховый Спас
Ореховый Спас

Третий Спас — Нерукотворный образ — приходится на 29 августа (16 августа по старому стилю) и совпадает с первым днем Успения. Связан этот праздник с перенесением в Константинополь в 944 году образа Иисуса Христа. Иногда этот Спас называют Холщовым или Спасом на полотне, поскольку Нерукотворный образ Спасителя — это кусок ткани (полотенца), на котором, по преданию, отпечатался лик Иисуса Христа. На Руси Нерукотворный Образ всегда особо почитался, его вышивали на знаменах. В деревенском же быту этот праздник отмечался полотняными торгами: «Третий Спас — на зеленых горах холсты продают»

В этот день начинали собирать урожай орехов, и третий Спас называли Ореховым или Орешным, поскольку только сейчас разрешалось есть созревшие орехи (существуют и исключения — в Грузии из незрелых грецких орехов варят вкусное и полезное варенье). В сибирской и приморской тайге начинался активный сбор кедровых орешков, в южных областях собирали лесные орехи (фундук, лещину) и грецкие (валахские, волошские, греческие). Кстати, во Франции — свои правила: народная поговорка гласит: «На Мадлен (22 июля) грецкие орехи появляются, на Святого Лорана (10 августа) им смотрят внутрь». Фундук в Европе созревает ко дню Святого Фильберта (22 августа), отсюда и английское название этого ореха filbert. По осени  в Москве орехи продавали в рыночных рядах Замоскворечья, куда за ними специально ездили запасаться на весь год (например, фундук спокойно хранится до полутора лет). В Петербурге орехи продавались на Щукином и Апраксином дворах. Орехи калили в русской печи, засахаривали, окуная в сладкий сироп и, высушивая в той же печи, настаивали на меду. Кстати, орехи в церкви не святили.

Хлебный Спас
Хлебный Спас

Кроме того, третий Спас называли еще и Хлебным, поскольку накануне отмечалось Успение, с которым связывалось окончание жатвы хлебов (даже самым неторопливым хозяевам полагалось дожать последний сноп) и продолжение «досевок» — высевали озимую рожь. Даже сам август называли жнивень или серпень (от «серп»). В русской традиции было принято отмечать Хлебный спас в конце уборочных работ, благодарить землю-матушку за нынешний урожай и просить о будущих. В этот день непременно пекли хлеб и пироги из «новой» муки: «Третий Спас — хлеба припас», «Хорош третий Спас — зимой будет квас», «Третий Спас — именинный сноп встречают». В этот день каждый хозяин нес в церковь освящать свежеиспеченный каравай, поэтому домочадцы с утра ничего не ели — разговляться полагалось кусочком освященного хлеба.

Дальше — проще! Успенский пост заканчивался и начиналось разговенье, а оно на Руси всегда было щедрым, изобильным на овощи и фрукты. Вот, когда вам могут пригодиться рецепты — теперь можете есть все, что пожелаете… А вот лето заканчивалось — после третьего Спаса улетают последние ласточки и журавли. Поэтому в большинстве мест России этот день не праздновали слишком широко — в деревнях начиналась подготовка к завершению летних работ до прихода дождей.

Конец — делу венец

Вот, собственно и все. Остается в последний раз открыть нашего гида Ивана Шмелева и прочитать (можно вслух): «Ты теперь все знаешь. Они тебя вспросют про Спас, или там,  как-почему  яблоко кропят, а ты им строгай и строгай...  в училищу и впустят»... Собственно, цель достигнута — можно готовиться, если не к поступлению «в училищу», то уж к Спасу наверняка. Запасайтесь медом, яблоками, орехами и — вперед!


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic